Территориальное управление Счётной палаты по Харьковской, Сумской и
Полтавской областям проверило эффективность начисления и взыскания
сбора за загрязнение окружающей среды. За период с 2007-го по
третий квартал 2009 года по Харьковской области сумма этого сбора
составила 79,7 млн. грн. В государственный бюджет была направлена
примерно половина этих средств. Вторая половина осталась в местных
бюджетах. Сумма не очень значительная. В ходе проверки
выяснилось, что на самом деле убытки, связанные с ущербом окружающей
среде, только от несанкционированных свалок составляют 110 млн. грн. по
Харьковской области. Речь идет о тех несанкционированных свалках,
которые описаны и проверены, а сколько их не подлежит никакому учету? Как
рассказал начальник Территориального управления Счетной палаты Украины
Станислав Косинов, в Харьковской области ни один из государственных
органов не владеет информацией о количестве мусорных полигонов и свалок
на территории региона. По данным областного Управления охраны
окружающей природной среды, в Харьковской области 94 полигона и свалки,
из них: паспортизирован 61 полигон, получили государственные акты на
право использования земли 23 свалки, имеют разрешения и лимиты на
размещение отходов в 2009 году 17 полигонов. Кроме того, большинство
свалок уже исчерпали свой ресурс. — А вот когда мы обратились в
Главное управление жилищно-коммунального хозяйства Харьковской
обладминистрации в январе 2010 года, то получили оттуда ответ, что они
не располагают информацией о количестве свалок, хотя «Программой по
обращению с твердыми бытовыми отходами на период 2005 — 2014 гг.»,
принятой Харьковским областным советом в августе 2005 года, им
вменяется в обязанность вести учёт и контроль, — отметил Станислав
Косинов. Поскольку Харьковская облгосадминистрация не располагала
информацией о количестве мусорных полигонов, специалисты
Территориального управления Счётной палаты направили запрос в районные
государственные администрации, однако получили противоречивую
информацию. — В Балаклейском районе, по данным Управления
охраны окружающей природной среды, количество полигонов — 4, по данным
районной государственной администрации – 2. В Изюмском районе
соответственно — 9 и… ни одной! То есть мусор вообще неизвестно куда
девается, — подчеркивает Станислав Косинов. — Это говорит о том, что, с
одной стороны, свалки имеют стихийный характер, с другой стороны — если
не налажена паспортизация этих объектов, не установлены лимиты, то на
данных территориях никто не ведёт учёт состояния грунтовых вод и не
контролирует технологию захоронения мусора, то есть ситуация на самом
деле выглядит угрожающе. Отсутствие учёта мусорных полигонов
соответственно повлияло и на взимание сбора за загрязнение окружающей
среды. Кроме того, по мнению руководителя Территориального управления
Счетной палаты Украины, сбор этот в нашем регионе насчитывается
нерационально, в отличие, скажем, от соседней — Полтавской области. —
Сбор в Харьковской области платят перевозчики мусора, а в Полтаве —
производители мусора. Разница в том, что у нас каждое предприятие
заключает договор на вывоз мусора с фирмой-перевозчиком, которая в цену
своих услуг закладывает сбор за загрязнение окружающей среды.
Перевозчик должен вывезти мусор на полигон твердых бытовых отходов,
однако тот мусор, который он не довез до свалки и высыпал в ближайшем
яру, при выплате сбора никак не учитывается. Вот откуда растущее количество свалок в окрестностях Харькова! —
Что касается Полтавы, — продолжает Станислав Косинов, — то там все
субъекты, которые производят мусор, самостоятельно оплачивают этот
сбор. Перевозчиков, вывозящих огромные объемы отходов, сотни и тысячи,
вот почему посчитать реальную сумму в Харьковской области — адская
работа. Конечно, в этом могла бы принимать участие налоговая администрация. —
Налоговая администрация при комплексных проверках субъектов
предпринимательской деятельности исследует этот вопрос, — рассказывает
Станислав Косинов. — Но исследовать она может его только по тем данным,
которые предоставит само предприятие. И такие примеры есть по городу
Змиеву, когда одному из предприятий по вывозу мусора было доначислено
около 50 тысяч гривен сбора. Но тут возникает проблема. В налоговых
администрациях работают специалисты в финансовой сфере, а когда речь
идет о загрязнении окружающей среды, то этим должны заниматься
специалисты-экологи. Налоговики обращались в экологическую инспекцию об
организации совместных проверок. Имеются документальные свидетельства о
том, что экологи от таких совместных проверок отказываются. И это на
сегодняшний день — проблема. По мнению руководителя
Территориального управления Счетной палаты Украины Станислава Косинова,
вопрос о механизме начисления сбора и совместных проверках должен быть
решен на уровне руководителей областной государственной налоговой
администрации и областного управления охраны окружающей среды.
http://timeua.info
|