На его малой родине — в городе Балаклея Харьковской области —
Александра Крупского считают чудаком. В свои 70 лет он… летает. На
мотодельтаплане, который сам же и смастерил, потратив на это дело около
12 тысяч долларов. За такие деньги в Балаклее можно купить роскошный
дом… Дельтапланеризмом Александр Михайлович начал заниматься в
далеком детстве. Тогда в местном Доме пионеров еще работал авиакружок.
Позже, переехав в Харьков, записался в аэроклуб. Надо отдать должное
его упорству: конструирование и технику производства дельтапланов он
освоил в совершенстве. И свой личный мотодельтаплан создавал
собственными руками, начиная с расчетов и заканчивая изготовлением
деталей. Удовольствие, обошедшееся в копеечку, до сих пор требует
инвестиций. — Бывает, приходишь домой, а жена — где деньги? А я
руками развожу — нету денег. Она только плюнет… Понимает, что мне
летать все равно хочется, а на два часа в небе уходит 250 — 300 гривен,
— сетует Александр Михайлович. — Непрофессиональная авиация по
большей части самодельна, — утверждает Крупский. — Это у меня новый
французский двигатель, а другие выкручиваются как могут. Видел просто
диковинные двигатели. Например, с мотоцикла «Днепр», впрочем,
переделанный и форсированный. Летал на аппарате с двигателем от
автомобиля «Хонда». Бешеный, набирает высоту чуть ли не вертикально — 7
метров в секунду. «Днепровский», для сравнения, «брал» 3 метра. Сейчас
я летаю на «Rotax». Он маленький, можно под мышку взять, а выдаёт 65
«лошадей». Правда, налет дает небольшой, около 8 тысяч часов, после
этого его надо будет в Киев отвезти, где его переберут в их сервисном
центре, иначе мне просто лицензию не выдадут, да и стоит такой
двигатель недешево — 6 тысяч долларов. Откуда у пенсионера из сельской местности такие деньги, интересуемся. —
Увлечение дельтапланеризмом дело хоть и дорогое, но иногда приносит
прибыль, — приоткрывает завесу Александр Михайлович. — Я, например,
распыляю пестициды и гербициды на полях. Топлива дельтаплану необходимо
несоизмеримо меньше, чем самолету: «Ан-2» на час полета требуется 250
литров бензина, а дельтоплану на два часа — 35 литров. Но об оплате
надо договариваться заранее. А то один раз со мной расплатились натурой
— пригнали два «КамАЗа» семечек! С прицепами! И что мне с ними делать?
Мало того, что они места занимают ого-го, так еще и элеваторы не
принимают: говорят, не может у частного лиц быть столько семечек, вы их
украли. С горем пополам реализовал… Дельтапланеризм — спорт
рисковый. Безопасность в нем зависит от качества машины и особенно
двигателя. Это легкие безмоторные планеры могут лечь на курс и лететь
четыреста — пятьсот километров. Мотодельтаплан же по своим летным
качествам отличается от таких аппаратов. При остановке двигателя он
начинает резко снижаться. То есть посадить его можно, но где — выберет
он сам. Были над лесом — упадете в лес. Над озером, — значит, в озеро. —
Лично я падал трижды — на своем старом отечественном «Буране», будь он
неладен, — продолжает рассказ Александр Михайлович. — У меня для таких
случаев даже парашют есть, специально для дельтаплана. Вон он, в ящике
лежит (показывает), но я его принципиально с собой не беру. Если
знаешь, что у тебя за спиной парашют, расслабляешься, а этого небо не
прощает. Однажды залетал в грозу, хоть и не надолго. Никому не пожелаю
такого. Даже большие самолеты стараются не попадать в грозовые облака
без крайней надобности, что же до маленького и легкого дельтаплана —
его так мотает… Одной девушке-дельтапланеристке в грозовом облаке
сломало крыло, к счастью, у нее как раз оказался парашют. Но на
парашюте её еще километра на полтора подняло вверх. Приземлялась без
сознания. Поэтому лично я предпочитаю на земле переждать грозу.
Впрочем, опасность может таить в себе и поле, на которое приземляешься.
Был случай: все осмотрел заранее, а когда приземлялся, нарвался на
какую-то проволоку. Порвало крыло, порезало винт. Обидно… —
Дельтапланы можно подымать очень высоко, — говорит пилот, поглядывая в
ясное небо. — Пределом у нас считается 7200 метров. В принципе, можно
взлететь и выше, но смысла в этом нет — там мало кислорода. Страдает и
пилот, и двигатель, мощность которого на таких высотах катастрофически
падает. Да и холодрыга такая, что без подогрева замерзают карбюраторы,
а о людях и говорить нечего. А еще с такой высоты предметы на земле
становятся слишком мелкими, чтобы их можно было рассматривать. Моя
любимая высота — метров двести, там интереснее… Общаясь с этим
человеком, не веришь, что перед тобой мужчина столь серьезного
возраста. Настолько живые глаза, настолько кипуча энергия. Сейчас он
мастерит аэролодку для рыбалки (на дельтаплане хоть и удобно, но очень
дорого), которая уже почти готова, а параллельно приводит в порядок
свой дельтаплан. Но есть и то, что по-настоящему расстраивает Крупского: —
Раньше было легче, нас, аматоров, никто не ограничивал. Выше трехсот
метров не поднимались, чтобы не мешать профессиональной авиации, и
летали куда хотели. А сегодня все сложнее, разрешениями задолбали! Александр
Михайлович и все самодеятельные покорители неба, для вас хорошая
новость! Верховная Рада наконец-то приняла закон, упрощающий
прохождение процедур, разрешающих взлет для сверхлегкой авиации. Есть
надежда, что сельских «небесных тихоходов» теперь станет больше. timeua.info Артем Богдан, Оксана Богдан
|