В Украине действует дюжина
групп, владеющих четырнадцатью цеметными заводами. Большая часть
принадлежит иностранцам: "Хайдельбергцемент - Украина", "Дикергоф" и
"Евроцемент - Украина". Вместе они могут произвести не менее 20 млн.
тонн цемента в год, что говорит о высоком потенциале страны. Но объёмы
производства стройматериала никак не поднимутся до уровня чрезвычайно
удачного для цементников 2007-го. Ситуация на четырёх заводах Донбасса
как в зеркале отражает положение дел в отрасли.
Нужно больше строить!
- Любая страна успешно двигается вперед,
если выпускает от 300 до 350 кг продукции на душу населения, - пояснил
исполнительный директор ассоциации "Укрцемент" Пётр Лопатьев. - В 2007-м
Украина выпустила 328 кг, а в 2012-м - всего 215. Спрос упал, на
складах скопились нереализованные запасы.
Пётр Сергеевич особо отметил и проблему
внедрения энергосберегающих технологий. Это заметно влияет на
ценообразование в сторону снижения.
- В 2012 году ассоциация произвела 7,3
миллиона тонн цемента по старому методу. И лишь 2,4 миллиона по
природоохранным схемам дали перспективные заводы - в Каменец-Подольском и
"Ивано-Франковскцемент", - уточнил эксперт. - Уверен, что через
несколько лет страна выйдет на выпуск цемента до 15 миллионов тонн.
Важно, чтобы изменилась политика руководства: было бы отлично, если бы
держава больше сама строила или стала заказчиком крупного промышленного и
гражданского строительства. А за нами дело не станет...
Многолетний организатор
цементно-шиферного производства в регионе Геннадий Донец уверяет, что
производители ищут альтернативу дорогому газу. Но тут есть над чем
поломать голову, ведь уголь может негативно повлиять на качество обжига.
Огорчает резко выраженный сезонный
характер закупок цемента и отсутствие в регионе серьёзных объёмов
строительства. В итоге в этом году производство цемента - не более 40%
от объёма 2007-го.
Краматорская "Пушка" стреляет метко, но редко
Десятилетиями гремевший залпами продаж
шифера и цемента и выбросами пыли комбинат "Пушка", реорганизовавшись в
цементный, стал филиалом Балаклейского завода (принадлежит
украино-российской группе "Евроцемент"). Завод сто лет назад возвели
возле железнодорожного вокзала, у него развитая инфраструктура. Цемент
широко использовали в послевоенном возрождении страны: на возведении
гидротехнических сооружений и метрополитена.
- Наша проектная мощность - 660 тысяч
тонн цемента в год, но в последнее время выдаём не более 250 тысяч из-за
низкого спроса, - сетует управляющий филиалом Олег Красюк. - Плотность
заводов и конкуренция в стране большая, а объёмы строительства невелики.
Выйти на докризисные объёмы производства и продажи пока никому не
удалось.
"Пушка" обладает сертификатом
международного стандарта качества ISO-9000-9004, свойства продукции
контролирует система менеджмента, вооружённая высокоточным оборудованием
немецкой фирмы "Тони-техник".
- У нас много партнёров из строительного
комплекса востока, юго-востока и Крыма, - уточнил Олег Евгеньевич. -
Ведём поставки и в страны СНГ, и даже Западной Европы. Цемент -
экологически чистый и разрешён для всех строительных работ.
На нём возвели космодром и суперстадион
Старейший завод "Донцемент" в 2006 году
стал филиалом ПАО "Хайдельбергцемент - Украина". Расположен на землях
района - в посёлке Новоамвросиевском, имеет шесть технологических линий
по обжигу клинкера и восемь мельниц помола цемента.
- Завод располагает своей сырьевой
базой, - сообщил Пётр Лопатьев. - Мергель и мел добывают в принадлежащих
ему карьерах. Запасы огромны, а их качество - одно из лучших в Европе.
- Мы в состоянии за год выпускать 1,988
миллиона тонн клинкера и 2,1 миллиона тонн цемента, - сообщил "Донбассу"
директор предприятия Евгений Полулех. - Наш цемент применяли при
возведении Магнитки, ДнепроГЭС, космодрома Байконур, метрополитена в
Москве и телебашни в Останкино. Он и сегодня востребован при
строительстве важных объектов - атомных станций и гидросооружений.
Кстати, на нём возвели прекрасный стадион "Донбасс Арену" и взлётную
полосу в аэропорту Донецка.
Второй завод - общество с ограниченной
ответственностью "Промцемент" - расположен на 23 га почти в центре
Амвросиевки, неподалёку от железнодорожной станции. В будущем году завод
отметит столетие.
- Мы производим высококачественный
сульфатостойкий портландцемент марок "400" и "500" для строительства
шахт и гидротехнических сооружений, - сообщил "Донбассу" директор Олег
Терещенко. - По своим свойствам продукция качественнее европейских
аналогов. Близость границы с Россией, наличие железнодорожной ветки к
порту Мариуполя даёт нам благоприятную возможность для экспорта.
Контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции проводим
силами заводской лаборатории, вооружённой новейшим оборудованием.
Подделка может обрушить дом
Среди основных проблем отрасли,
препятствующих росту показателей, Геннадий Донец назвал высокие объёмы
продаж фальсифицированного цемента. Дело в том, что покупатели
предпочитают навальный цемент: так дешевле. В мешках, конечно, удобнее,
но дороже, да и заводы фасуют продукцию в небольших объёмах.
Этим воспользовались частники, взявшись
закупать цемент и упаковывать кустарным способом на складах, пренебрегая
исходным качеством, смешивая с мусором разные его марки. В итоге -
недовес, повреждение мешка и пересортица. Фальсификат попадает на рынок,
страдают покупатели и престиж заводов (ловкачи используют мешки с
логотипом признанных брендов).
- Парадокс в том, что закон
предусматривает мягкое наказание для ловкачей. И суммы санкций не
сравнимы с прибылью. Отдав копейку штрафа, мошенник кладёт в карман
десятки тысяч, - качает головой Донец. - А легальные производители несут
убытки до 100 миллионов гривен в год от роста продаж опасного для
застройщиков "цемента". В регионе летом продают до 1,5 миллиона тонн
фальсификата! В любой момент дом, построенный с помощью такой "липы",
может рухнуть...
Грустные вести с родины президента
Енакиевский ООО "Цемент Донбасса" -
единственный производитель белого декоративного цемента - сырья для
сухих строительных смесей. В этом году завод отметил 75-летие. Всё здесь
есть для успешной работы: техника, коллектив, но цеха простаивают. "В
числе бывших партнёров - Киевский, Харьковский и Днепропетровский
метрострои, Министерства обороны Украины и России, даже Третьяковская
галерея! Но мощности завода пока не востребованы", - сожалеет Пётр
Лопатьев.
Сергей Маринцев.
|