На
юге Балаклейского района компактно и вместе с тем отдельно от других
населенных пунктов протянулись села, жители которых являются носителями
как украинской, так и русской культуры. Петровское, Протопоповка, Волвенковое, Веревкино в начале XVIII века. возникли на рубеже украинской укрепленной линии и были заполнены людьми, в основном, переселенцами из российских губерний. Хотя говор в этих местах был и остается русским, церкви строили по традиции украинской храмовой архитектуры.
Возникновение церкви в честь Святой Великомученицы Екатерины в с. Протопоповка относят к 1704 г. Благословение на строительство дал Белгородский митрополит Иустин. Первый храм построили слишком близко от берега Северского Донца и весной его ежегодно заливало водой. Местные
жители просили Белгородскую епархию разрешение на перенос сооружения - и
в 1730 году был освящен новый храм на более высоком месте. Третье здание церкви в Протопоповке было возведено в 1756 году, о чем гласила надпись на кресте в алтарной части храма. На представленной фотографии С. Таранушенко мы видим здание 1796 года, четвертую по счету. В таком виде, пережив несколько реставраций, Катериновская церковь сохранилась до 30-х годов ХХ века, когда и была разрушена.
По
плану церковь в Протопоповке принадлежала к распространенному на
Левобережье типу, который состоит из четырехгранного бабинца,
четырехугольного центра и шестигранного алтаря. Сооружение было одноэтажным, построено из дубовых, хорошо подогнанных друг к другу брусьев. В
церкви хранились чертежи 1864 г., из которых видно, что тогда
пристроили с севера и с юга приделы с четырехколонными портиками и
фронтонами. Тогда же к бабинцу достроили притвор, который объединил церковь с колокольней, которая стояла к западу от храма. Колокольня имела четыре колокола - 4 пуда, 2 пуда, 30 и 20 фунтов. Изнутри входа в церковь украшали косяки с резной виноградной лозой, короной и звездами. На фото представлен западный косяк. Окна в здании были одного размера. Центральную и алтарную часть украшали ригели из кружевной резьбой. Высота этажа в центральной части была около семи метров. Верхушка центральной части имела три залома, которые постепенно сужались, образуя два восьмерика. Венчал сооружение небольшой фонарь-купол.
Приход Катериновской церкви составляли только жители Протопоповки. Штат служителей - священник и диакон. По переписи 1732 года, при церкви действовала школа. По
времени возникновения - одна из первых приходских школ на Балаклейщине,
но, к сожалению, перепись лишь фиксирует существование школы и ничего
не рассказывает о ее деятельности.
Из старинных книг в Протопоповском храме хранилось Евангелие московской печати 1634 издания с надписью: «Л. 7164 (1656 г.) Марта 5 Великий Государь, Святейший Никон, Патриарх Вел. и Мал. и Бел. России положи сие Евангелие в Церковь Преображения Спасова, что в Царево Борисове городище». Когда и каким образом это Евангелие попало в Протопоповку - неизвестно. В фотографиях С. Таранушенко до нас дошли изображения двух икон XVIII века. из Протопоповской церкви. Названия
икон не сохранились, а навешенные на них ожерелья из дукатами, скорее
всего, - дары прихожан, указывают на значимость святынь для местных жителей.
Судьба этих и других реликвий после разрушения храма неизвестна.
Ближайшей
к Протопоповской была Митрофаниевская церковь в селе Волвенковое,
построенная местными жителями в 1848 году, за время принадлежности села к
Харьковскому военному поселению. Небольшая
деревянная на каменном фундаменте и колокольней с западной стороны,
здание было крыто железом и покрашено масляной краской. При храме находилось два дома - священника и псаломщика. В XIX в. к приходу церкви принадлежали жители Волвенкового, хуторов Фонвизина, Марьевка, Копанка, Вересуны, Тушине. В
1885 году, после ликвидации военного поселения и вывода войск, из-за
малочисленности прихода Харьковская епархия приписала Митрофаниевскую
церковь к церкви с. Протопоповка. Это означало, что службу в Митрофаниевской церкви теперь отправлял священник Протопоповки и только в определенные дни. Церковь в Волвенковом разрушена в 30-е годы, ее изображение не сохранилось.
И. Пурдя, заведующий отделом краеведения Балаклейской СЮН "ВБ" перевод с украинского языка bal.at.ua