САЙТ ГОРОДА БАЛАКЛЕЯ

Наш опрос

Готовы ли Вы оплачивать коммунальные тарифы которые были установлены в городе Балаклея?
Всего ответов: 140
Главная » 2015 » Июль » 1 » Укрупнение громад: будет ли на Балаклейщине жить хорошо
20:47
Укрупнение громад: будет ли на Балаклейщине жить хорошо

18 июня Харьковский областной совет утвердил Проект перспективного плана формирования территорий громад области. Это важный промежуточный шаг к реформе местного самоуправления и децентрализации власти.

Как уже сообщал ИС-Харьков, число существующих громад предлагается сократить в 8 раз – с 459 до 59.  Подобные изменения уже в обозримом будущем существенно повлияют на жизнь граждан. Однако сами граждане очень мало знают о том, что и с какой целью будет происходить. Еще меньше аналитической информации на тему, а что же получится в итоге реформ.

Мы решили в первом приближении систематизировать данные по укрупнению громад, которые будем постепенно детализировать.

Что происходит

Формальная сторона вопроса выглядит так.

1 апреля 2014 г. Кабинет Министров распоряжением № 333-р утвердил Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине. Основная цель документа – определить территориальную основу и ресурсную базу для обеспечения доступных и качественных публичных услуг гражданам.

5 февраля 2015 г. Верховная Рада приняла закон «О добровольном объединении территориальных громад», который перевел процесс укрупнения громад из концептуальной плоскости в практическую.

8 апреля 2015 г. Кабмин утвердил Методику формирования состоятельных территориальных громад. В этом документе был детализирован ряд прикладных моментов укрупнения. В частности, в методике обозначено, что состоятельная территориальная громада – это территориальные громады сел (поселков, городов), которые в результате добровольного объединения способны самостоятельно или через органы местного самоуправления обеспечить надлежащий уровень предоставления услуг, в частности в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, с учетом кадровых ресурсов, финансового обеспечения и развития инфраструктуры соответствующей административно-территориальной единицы.

Таким образом, в методике был очерчен перечень вопросов, которыми должны заниматься власти местных громад. Основной критерий состоятельной громады – качество услуг.

В методике нет ограничений по численности населения либо площади громады. Установлено лишь два формальных критерия: 1) населенные пункты громады должны находиться не далее 25 км от административного центра по дороге с твердым покрытием; 2) скорая помощь либо пожарная команда должны добираться до наиболее удаленного населенного пункта не дольше 30 мин.

Также в общих чертах сформулированы требования к инфраструктуре и кадрам для оказания услуг.

5 мая 2015 г. распоряжением главы Харьковской ОГА Игоря Райнина была создана Рабочая группа по поддержке и реализации добровольного объединения территориальных громад в области. Помимо этого в Харьковской области открыт региональный Офис по вопросам поддержки внедрения реформ в сфере местного самоуправления и децентрализации полномочий органов исполнительной власти.

Подобные Офисы по поддержке реформ созданы во всех областях Украины в рамках проекта международной технической помощи «Инициатива защиты прав и представления интересов местного самоуправления в Украине (проект «ДИАЛОГ»), который реализуется Всеукраинской ассоциацией органов местного самоуправления «Ассоциация городов Украины» при финансовой поддержке USAID.

При участии членов рабочей группы, специалистов упомянутого офиса, районных и локальных органов власти и самоуправления был подготовлен базовый вариант укрупнения громад. В районах области в течение мая-июня где-то по-настоящему состоялось, где-то было сымитировано обсуждение форматов «добровольного» укрупнения. В итоге базовый вариант предложений лёг в основу Проекта перспективного плана укрупнения громад, утвержденного облсоветом.

Что получилось

Основная цель реформы, как её декларируют инициаторы – создать на локальном уровне громады, которые за счет собственных ресурсов, а также трансфертов и субвенций из госбюджета, смогут лучше, чем сейчас, решать жизненные вопросы граждан.

(Для увеличения изображений кликните на них).

Предполагается, что в процессе децентрализации и укрупнения громад на местный и локальный уровень будут переданы полномочия и ресурсы для практического обеспечения их реализации. В частности, изменятся пропорции распределения налогов и сборов, ренты за использование недр – больше будет оставаться на местном уровне. Громады получат больше прав на распоряжение своей землёй и т.д.

Ожидается, что за счет укрупнения территорий и объединения ресурсов удастся решить проблемы, ранее неподъемные из-за излишней дробности бюджетов и обилия бюрократических крючков.

В общем, цели поставлены исключительно благие. Однако анализ предварительного варианта укрупнения громад вызывает ряд вопросов.

Первый. Из 27 районов области в 14 принято решение объединить все существующие громады в одну. Т.е., 1 район – одна громада. Например, крупный Волчанский район стал одной громадой. При этом в части районов осталось несколько громад. И существование этих громад сложно объяснить формальными критериями.

Например, Боровской район поделен на три громады – одну сравнительно небольшую и две карликовые. У которых самые низкие доходы и с точки зрения абсолютных чисел, и с точки зрения среднего значения на каждого жителя. Эти громады не похожи на «состоятельные». Сколь-нибудь серьезные задачи они не смогут решать по определению.

Второй. В ряде районов деление на громады выглядит искусственным. Например, в Изюмском районе предлагается образовать 2 громады – собственно Изюмскую и Червонооскольскую. Достаточно взглянуть на карту района и цифры, чтобы появились вопросы.

Изюмская громада находится в числе лидеров и по расчетному объему доходов, и по среднему доходу на одного жителя, и по численности населения. В общем, убедительная такая громада. Между тем Червонооскольская похожа на падчерицу. Численность населения – в 10 раз меньше, чем в Изюмской. Объем доходов меньше в 23 раза. Средний доход на жителя ниже в 2,2 раза. Что мешает их объединить? Только удалённость населенных пунктов? Так на фоне других районов она не такая критичная…

Третий. И в рамках области в целом, и в рамках отдельных районов заложены серьезные диспропорции между громадами.

Так, численность населения самой крупной громады – Купянской (Купянский район) – превышает численность население самой мелкой – Пески-Радьковской (Боровской район) – в 32,8 раза.

Общий объем расчетных доходов самой богатой громады – Лозовской (Лозовской район) – превышает общий объем доходов самой бедной – той же Пески-Радьковской – в 170 раз.

Средний объем доходов на одного жителя в самой богатой громаде – Чугуевской (Чугуевский район) – больше среднего дохода в самой бедной – все той же Пески-Радьковской – в 6 раз.

В целом, 28 громад в области по плану будут на старте иметь средний доход на одного жителя меньше 1000 грн. в год. Еще 18 – от 1000 грн. до 1500 грн. Свыше 3000 грн. на одного жителя будут собирать лишь 3 громады, среди которых одна крупная (Чугуевская) и две мелкие -Червонодонецкая (Балаклейский район) и Наталинская (Красноградский район).

Но на уровне области – это полбеды. Серьезные разрывы есть в рамках с виду благополучных районов.

Например, в Змиевском районе предполагается образовать 2 громады – Змиевскую и Комсомольскую. У Змиевской в 1,5 раза больше территория и население. Зато в Комсомольской в 2,2 раза выше общий объем расчетного дохода. А средний доход на одного жителя громады выше в 3,5 раза. И мы все знаем почему – потому что в Комсомольском находится Змиевская ТЭС и ПАО «Центрэнерго».

Есть районы, где соблюден некий баланс. В Великобурлукском районе громады небольшие, но средний уровень доходов – более 1000 грн. на человека. Также сбалансированным с точки зрения жоходов выглядит Красноградский район. А вот Боровской – напротив. Из трёх его громад одна бедная, а две – просто нищие.

Четвертый. Данная реформа не выглядит самодостаточной и законченной. Скорее – промежуточной. Сейчас в силу уже существующих особенностей (эффективных предприятий, богатых недр) ряд громад будет значительно выделяться на фоне остальных. При этом не совсем понятно, за счет чего могут подтянуться эти остальные.

Единственный реалистичный вариант – это перенаправление финансовых потоков: чтобы уже работающие предприятия переносили уплату налогов в районы. Донором в таком случае будет, в основном, Харьков. Где-то донорами станут другие регионы, в которых, например, сейчас находятся юридические адреса аграрных компаний. Они берут землю в аренду, завозят свою охрану, свои бригады работников и увозят урожай к себе на переработку. 

Возможно, где-то удастся получить существенный ресурс за счет более справедливого распределения доходов от ренты. Скажем, Краснокутский район в этом плане может рассчитывать на определённые бонусы.

Пятое. Пока не совсем ясно, как процесс укрупнения громад можно сопоставить с подготовкой административно-территориальной реформы, где, среди прочего, предполагается изменение числа и границ районов. Очевидно, что опять кого-то с кем-то будут объединять. Затронет ли этот процесс новосозданные громады?

Пока нет четкого ответа, соблазнить потенциальных инвесторов к открытию нового бизнеса будет непросто. Бизнес будет выжидать окончания преобразований.

***

В целом, общий вывод по итогам беглого анализа такой.

Работа проделана немалая, видно, что потрудились специалисты и предложены достаточно выверенные в реальной ситуации решения. В качестве основы, от которой люди могут оттолкнуться при голосовании за объединение громад, сойдёт. Однако, в ряде случаев существуют необъяснимые аномалии. Такое впечатление, что здравый смысл и объективная необходимость натолкнулись на некие субъективные факторы.

Есть какие-то шероховатости, которые можно поправить. Например, с. Анно-Рудаево Добровольской громады Близнюковского района находится в 31,6 км от потенциального центра громады. При этом от него рукой подать (3 км) до центра другой громады – Близнюков.

Главная проблема – хоть так объединяй громады, хоть сяк, львиная доля из них останется бедной и крайне дотационной. Нужны какие-то нетривиальные решения, чтобы спасти провинцию от окончательной деградации. Как это сделать в условиях войны – вопрос открытый.

Просмотров: 826 | Добавил: xssn | Теги: реформа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Сайты Балаклеи